hai-nyzhnyk@ukr.net
Custom Search

«Україна – держава-трансформер, яку зібрала й контролює космополітично-денаціональна кланова мафія, що вибудувала в країні новітній неофеодалізм за принципом політико-економічного майорату. У цієї злочинної влади – приховане справжнє обличчя, що ховається під кількома масками, подвійне дно із вмонтованими нелегальними (нелегітимними) додатковими рушіями, механізмами та схемами управління, а шафа її уже давно переповнена потаємними скелетами, яким чим далі тим більше бракує у ній місця і які ось-ось виваляться на світ Божий» Павло Гай-Нижник


Архівні документи
Центральна Рада, УНР (1917-1918 рр.)


Протокол засідання Малої Ради

(29 квітня 1918 р.)


_______________________


Протокол засідання
Малої Ради


29 квітня 1918 р. – Протокол засідання Малої Ради

29 квітня 1918 р.    
Депутация Рады

На зтом заседании вьіступил В.А.Голубович с докладом о создавшемся в Киеве положений. После долгих прений, как это было официально сообщено представителям печати, решено было отправить депутацию от Центральной Рады к германскому послу в Киеве барону Мумму. В состав делегации вошли гг.Голубович, Порш и Корчинский.

Депутации этой поручено осведомить барона Мумма о событиях в Киеве, узнать у него, делается ли это с ведома германской власти, вияснить, чего собственно германцы добиваются. Депутации поручено просить барона Мумма телеграфно снестись с Берлином и указать германскому правительству, что если оно пойдет навстречу Центральной Раде, то и Центральная Рада пойдет навстречу германской власти.

Депутация получила от совещания директивы указать, в случае надобности, что нынешнее министерство выходит в отставку, что новому министерству Центральная Рада поручит пересмотреть земельный закон Центральной Рады в смысле приспособления его к требованиям жизни.

Заседание Малой Рады

После отъезда депутации началось открытое в 5 ч. 10 мин. заседание Малой Рады.

Председательствует М.С.Грушевский, часто покидающий зал заседания, и Арк. Степаненко.

Членов Рады мало. Хорошо представлены так называемые меньшинства, кроме российских социалистов-революционеров. Мало украинских социалистов-революционеров и украинских социал-демократов.

На скамьях правительства присутствуют: министр почт и телеграфов г.Сидоренко, тов. министра по еврейским делам г.Хургин и тов. министра по польским делам г.Рудницкий. Остальных членов правительства нет.

Заявление М.С.Грушевского

По открьітии заседания М.С.Грушевский делает следующее заявление: «К тому, что доложил уже председатель Совета народных министров на общефракционном совещании, я должен добавить несколько слов по поводу вчерашних событий. В 12 часу ночи ко мне явился военный атташе Штольценберг и стал расспрашивать о подробностях последнего заседания Центральной Рады. Я воспользовался этим случаем и заявил самый решительный протест против неслыханного поведения германских войск в стенах Центральной Рады. Я обратился к военному атташе с запросом, как объяснить этот факт?

Г.Штольценберг объяснил мне, что следствием по делу об исчезновении директора банка Доброго было выяснено, что некоторые члены правительства близко стоят к этому делу. Решено было произвести аресты этих лиц, и так как известно было, что лица эти находятся на заседании Центральной Рады, то военные власти и прибыли сюда.

На мои вопросы, как сообразовать с этим обстоятельством обыск членов Центральной Рады, обыск в помещении Рады и ее архиве, обыск моего помещения и, наконец, мой личный обыск – на все эти вопросы мне было заявлено, что по поводу этого будет произведено расследование.

Сегодня днем явился ко мне начальник штаба командира корпуса, которому поручено расследование дела Доброго. Он заявил, что был отдан приказ об аресте некоторых, прикосновенных к этому делу лиц, но методов, которыми это поручение было выполнено, командир корпуса не одобряет. То обстоятельство, что войска вошли в заседание, производили обыски и забрали бумаги, в том числе и мои бумаги – все это выходит за пределы данного поручения. И все забранные бумаги будут возвращены.

Я спросил, известно ли, что я лично тоже подвергался обыску и что у меня забраны были мои личные бумаги. Начальник штаба мне ответил, что ему это не было известно, и что забранные у меня бумаги будут возвращены.

Я заявил, что все эти разъяснения я принимаю к сведению, но считаю их далеко недосгаточным удовлетворением за нарушение неприкосновенности парламента и его членов. Вскоре в Центральную Раду были возвращены забранные бумаги, которые еще не разобраны и поэтому нельзя судить, все ли бумаги возвращены.

Но забранные у меня лично бумаги до сих пор мне не возвращены».

Заявление М.С.Грушевского члены Рады выслушали молча.

Законопроект Конституции

Затем тов. председателя Центральной Рады Арк. Степаненко от имени комиссии законодательных предложений оглашает законопроект Конституции Украины.

Законопроект этот, по поручению Центральной Рады, был в спешном порядке разработан комиссией.

После первого чтения единогласно принимается этот законопроект, официальный заголовок которого гласит: «Статут о государственном строе, правах и вольностях Украинской Народной Республики».

После первого чтения немедленно же начинается постатейное чтение этого законопроекта. Отдельные параграфы Конституции принимаются с небольшими редакционными поправками.

Лишь при голосовании §1 от голосования воздерживаются гг.Биск (с.-д., меньшевик), Рафес (Бунд) и Павлов (с.-д., меньшевик).

Параграф этот гласит:

«Восстановив своё державное право, как Украинская Народная Республика, Украина для лучшей защиты своего края, для наиболее полного обеспечения права и охраны вольностей, культуры и благосостояния своих граждан, провозгласила себя и ныне есть держава суверенная, самостоятельная и ни от кого не зависимая».

Рафес мотивы воздержания от голосования объясняет так: при 4-м Универсале они голосовали против самостоятельности Украины. Не желая теперь нарушать единодушия в решениях, фракции Бунда и меньшевиков лишь воздерживаются.

Сущность основных пунктов Конституции сводится к следующему:

Сперва взять общие положения: территория Украины нераздельна. Власть на всей территории Украины едина. Но землям и волостям дается широкое местное самоуправление. Народам Украины даруется персонально-национальная автономия.

Часть II говорит о правах граждан. Право гражданства начинается с 20 лет. Никакой разницы в правах между мужчиной и женщиной Украина не знает. Все равны перед законом. Никто не может быть арестован без судебного приказа. Никто не может быть наказан смертью, позорным наказанием, равно ничье имущество не может бить конфисковано в качестве наказания. Домашнее жилище неприкосновенно, обыски без судебного приказа невозможны. Устанавливается почтовая тайна. Гарантируются все свободы – слова, печати, собраний, союзов. Активным и пассивным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 20 лет.

Часть III говорит об органах власти. Верховным органом власти является Всенародное Собрание. Оно облечено всей законодательной властью и формирует высшую исполнительную и судебную власть. Высшая исполнительная власть принадлежит Совету народных министров, высшая судебная – Генеральному суду. На местах вся власть принадлежит органам местного самоуправления.

Часть IV говорит о Всенародном Собрании. Оно избирается всеобщим, прямым, равным, тайным и пропорциональным избирательным правом. Один депутат избирается на 100 тис. жителей. Никто не может иметь больше одного голоса. Всенародное Собрание избирается на 3 года. Досрочный роспуск Всенародного Собрания совершается либо им самим, либо волею народа, которая выражается в требовании роспуска, письменно заявленного не менее, чем 3 млн граждан. Председатель Всенародного Собрания является представителем Республики. Право законодательной инициативы принадлежит и самому народу. 100 тис. граждан могут подать законопроект во Всенародное Собрание.

Изменения Конституции требуют квалифицированного большинства в 3/5 и повторного принятия новым Всенародным Собранием. Война может быть объявлена только Всенародным Собранием, причем для объявления войны нужно 2/3 голосов.

Часть V говорит о Совете народных министров. Министры ответственны перед парламентом.

Часть VI говорит о суде, часть VII – о национально-персональной автономии, часть IX – о временной приостановке гражданских свобод, которые могут быть приостановлены специальным законом не больше, чем на 3 месяца. Во время отсутствия Всенародного Собрания свобода могут быть приостановлены Советом министров на его ответственность, и это должно быть утверждено на первом же заседании Всенародного Собрания.

Сечевые стрельцы у Рады

С 4 час. дня у здания Центральной Рады появились караулы сечевых стрельцов. Постепенно караулы усиливались. У подъезда Рады были выставлены пулеметы.

Затем весь квартал [у здания] Центральной Рады был оцеплен сечевыми стрельцами. Проход через Владимирскую улицу был воспрещен. На углу Фундуклеевской и Владимирской ул. и на других углах этого квартала выставлены били пулеметы.

Цепь стрельцов не допускала скопления народа у этого квартала. Кафе «Франсуа» было очищено от публики, которая при выходе подверглась наружному обыску, нет ли оружия.

Цепь стрельцов допускала к зданию только членов Центральной Рады по их билетам.

В заседании Малой Рады 29 апреля был в трех чтениях принят «Статут о государственном строе, правах и вольностях Украинской Народной Республики». Эта часть заседания тоже подробно изложена во вчерашнем номере «Киевской мысли». Приводим заключительную часть заседания Малой Рады.

«Статут был принят в первом, втором и третьем чтениях с незначительными редакционными поправками.

Заседание Рады носило нервный, лихорадочный характер. Вокруг Рады расположен был караул сечевых стрельцов, оцепивших весь квартал [у здания] Рады.

Окончив рассмотрение Статута, Рада в ожидании возвращения депутации, посланной к германскому послу барону Мумму, перешла к рассмотрению дела членов Центральной Рады, левых с.-р., арестованных в январе в стенах Рады перед наступлением большевиков.

Но рассмотрение этого вопроса было прервано возвращением от барона Мумма гг. Голубовича и Корчинского. Третий член делегации г.Порш заявил, что он вскоре прибудет в Центральную Раду, но до окончания заседания он не прибыл.

Доклад о результатах поездки делегации сделал г.Голубович, указавший, что переговоры с послом вел главным образом г.Порш.

Делегация ознакомила посла с происходящими в Киеве событиями, заявила ему о решении Центральной Рады создать новое министерство и передала ему, что Центральная Рада всемерно пойдет навстречу германским властям, если и германские власти, со своей стороны, пойдут навстречу Центральной Раде.

В ответ на это германский посол барон Мумм указал, что заявления Центральной Рады уже запоздали. Барон Мумм, по словам Голубовича, много говорил о прежней любви и симпатии, которыми Центральная Рада пользовалась у германской власти. Но последняя, подчеркнул посол, неоднократно указывала и Раде и правительству их ошибки, предупреждала о несбыточности социализации земли и др. реформ. Указания эти во внимание не принимались и случилось то, что случилось.

Делегация передала послу по поручению межфракционного совещания, что Центральная Рада заявляет о своей готовности поручить новому кабинету пересмотр земельного закона с восстановлением частной собственности для мелких землевладельцев.

Но и на это заявление барон Мумм ответил, что оно сделано поздно.

Не успел В.А.Голубович закончить свой доклад, как в зал заседания донеслась ружейная и пулеметная стрельба. Как оказалось впоследствии, это стреляли в воздух охранявшие Центральную Раду сечевые стрельцы, разгонявшие таким путем толпы любопытных.

Стрельба вызвала волнение среди членов Рады. Решено было прервать заседание и разойтись.

Часов в 9 вечера здание Центральной Рады опустело, но сечевые стрельцы продолжали охранять его.

Передают, что ночью в частном помещении состоялось новое совещание членов Центральной Рады, которое вынесло резолюцию по поводу совершившегося переворота.





 
matrix-info БУЛАВА