hai-nyzhnyk@ukr.net
Custom Search

«Україна – держава-трансформер, яку зібрала й контролює космополітично-денаціональна кланова мафія, що вибудувала в країні новітній неофеодалізм за принципом політико-економічного майорату. У цієї злочинної влади – приховане справжнє обличчя, що ховається під кількома масками, подвійне дно із вмонтованими нелегальними (нелегітимними) додатковими рушіями, механізмами та схемами управління, а шафа її уже давно переповнена потаємними скелетами, яким чим далі тим більше бракує у ній місця і які ось-ось виваляться на світ Божий» Павло Гай-Нижник


Архівні документи
УСРР - УРСР - СРСР


Грaмoтa Пaтрiaрxa Московського і всієї Росії Тиxoнa (Бєлaвiнa) дo мiсцeблюститeля Всeлeнськoгo Пaтрiaршoгo престолу Високопреосвященнішого Миколая

12 (25) березня 1922 р.


_________________


ГРАМОТА ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА,
СВЯТЕЙШЕГО ТИХОНА,
ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ


Высокопреосвященнейшему Николаю, Митрополиту Кессарийскому, местоблюстителю престола Вселенского Патриарха.

Высокопреосвященнейший Владыко, Возлюбленный о Христе Брат.

Среди множества бед и напастей, обуревающих, по попущению Божию, Российскую Церковь, особенно великою и тяжкою скорбию наполняет наше сердце возбужденное врагами Православия и направленное к разрушению единства нашей общей веры и единства священноначалия Св[ятой] Православной Церкви раскольническое движение в некоторых из юго-западных епархий, составляющих ныне особую церковную область на правах автономной Украинской Церкви.

В то время как с переменою в 1917 г. государственного строя в России верные чада Российской Церкви готовились к предстоявшему Всероссийскому Церковному Собору, имевшему рассмотреть и разрешить давние вопросы о преобразованиях в церковном управлении, обнаружилось в Юго-Западной России, вместе с стремлением к национально-политическому обособлению ея под именем Украины, течение к самочинному устроению местной церковной жизни на началах национального же обособления от Всероссийской Церкви. Движение началось в Киеве; там главным образом и сосредоточилось. Проявилось также в г. Каменец-Подольске, во время пребывания там правительства (Директории) Украинской Республики. Небольшая группа людей, никогда не живших церковною жизнью и никогда не дороживших преданиями и заветами Св[ятой] Церкви, выступила с мятежными призывами к восстановлению попранных якобы прав украинского православного народа в церковных делах. Указывалось, прежде всего, на необходимость проповеди церковной и богослужения на украинском языке; сводились же домогательства к установлению церковной автокефалии на Украине.

Тем, под влиянием кого начался этот церковный раздор, нужно было посеять вражду между Великороссами и Малороссами, внушить последним, что Москва - исконный их враг и привести их к разрыву всякой церковно-религиозной связи, чтобы облегчить пути инославной пропаганды в Украину.

Всегда преданный православной вере простой народ не только не сочувствовал этим домогательствам, но с решительностью заявлял о своем нежелании порывать единение с Всероссийской Церковью и со своею иерархией; выражал открыто свое недовольство, когда допускалась в храмах проповедь на украинском языке. Дважды, на происходивших в Киеве Всеукраинских Соборах в 1918 г., православное население Украины, в лице правильно избранных и законно уполномоченных представителей своих решительно отвергало предложения об установлении церковной автокефалии и выражало единодушное желание видеть церковь на Украине автономною, пребывающей в духовном единении с Всероссийскою Церковию и в канонической связи с ея Патриархом. Принятое в этом смысле Всеукраинским Собором 9 июля 1918 г. Положение о Высшем Управлении Украинской Церкви было утверждено и Всероссийским Собором 7(20) сентября того же года. По определению сего Собора, "Православные епархии на Украине, оставаясь неразрывною частью единой Православной Российской Церкви, образуют церковную область ея с особыми преимуществами на началах автономии" (Ст [атья] 1) и т. д.

Но такое каноническое разрешение дела церковного не удовлетворило крайних украинских духовных и светских деятелей, как ни мало они находили сочувствия своим домогательствам среди простого верующего народа. Под водительством возникшей в начале 1918 года Всеукраинской Церковной Рады (Совета) они продолжают выступать с требованиями автокефалии для Украинской Церкви; прерывают свою и прежде едва заметную связь с православной иерархией; по местам увлеченные украинцами священнослужители выходят из подчинения епархиальной власти. Маленькая кучка церковных отщепенцев, сманившая к себе сначала шесть священников, а потом еще двух-трех, образовывает три-четыре украинских прихода в Киевщине и один в Подолии, но, опираясь на поддержку Украинского правительства, стремится господствовать над всем православным населением Украины, забрать в свое ведение все храмы и распоряжаться всеми православно-церковными делами. Декретом Директории Украинской Народной Республики 19 декабря 1918 г. – 2 января 1919 г. Украинская Церковь объявляется автокефальною. Украинизированные приходы отказываются подчиняться наличным православным русским епископам. Эти приходы принимает в свое непосредственное управление Всеукраинская Церковная Рада. После разрыва Всеукраинской Церковной Рады с православно-русским епископатом, епископы, как в Киеве, так и в Камене были заменены Губернскими Церковными Радами (Советами). Из всего епископата в смысле крайних вожделений украинцев высказался только один пребывавший на покое архиепископ бывший Владимирский Алексий (Дородницын). Но и этот Преосвященный вскоре, умирая, примирился с Церковию. Не имея на своей стороне епископов, сообщество украинствующих отщепенцев не имело видимости Церкви и не чувствовало за собой прочности. Вследствие этого Всеукраинская Церковная Рада пыталась всячески привлечь на свою сторону кого-либо из епископов и даже, по слухам, собирались обратиться для рукоположения епископа в Грузию, самочинно также отложившуюся от единства с Российской Церковью. Преосвященные из южнорусских или украинских уроженцев, к коим обращалась Рада, остались верны своей Архиерейской клятве и долгу канонического подчинения Патриарху Московскому, сохраняя единение с Всероссийской Церковью. Пребывающий ныне в Киеве, в качестве назначенного нами Экзарха Украины и заместителя отсутствующего Митрополита Киевского Антония, Высокопреосвященнейший Михаил, Митрополит Гродненский и Брестский, на домогательство автокефалистов получить от него особых для себя архиереев, указывал, что они, если примирятся с церковью, найдут в ней необходимых им епископов. Тогда смутьяны решили, чтобы упрочить отторжение украинцев от Российской церкви и углубить разъединение исторически связанных в Православии братских народов, создать для украинцев собственную иерархию, хотя бы и ложную, действуя самочинно, с дерзновенным попранием при этом освященных веками древних апостольских правил, отвергая преемственность не оскудевающей в Святой Церкви Божественной благодати и глумясь над верою православных людей и святостью церковных установлений.

10 (23) октября 1921 года в Киево-Софийском Соборе, захваченном еще ранее сего украинцами-автокефалистами, лишенный по суду церковному за преступления церковные священного сана, бывший протоиерей Нестор Шараевский с участием других таких же пресвитеров и некоторого числа мирян, в том числе и женщин, поставил, через возложение их рук, во Епископа так же, как и он сам, лишенного сана бывшего протоиерея Василия Липковского и возвел его в звание Всеукраинского Архиепископа и Киевского Митрополита. На другой день уже Липковский поставил Шараевского во Епископа. Таким образом, извергнутые из священного чина люди сделали вид поставления друг друга, при участии народа, во Епископы, затем стали ставить с поспешностью и других лжеепископов, коих имеется уже свыше 15, а также лжеиереев и лжедиаконов. И Липковский и др[угие] из лжеепископов – лица и доселе женатые. Лжеепископы отправляются в епархиальные города и по другим местам Украины, где вступают в борьбу с законною православною иерархиею, отнимают от нее насильственно храмы и всячески стараются совращать на свою сторону народ.

Тяжелое время смуты и внутренних разделений переживает вновь многострадальная Православная церковь на Украине. Глубокою скорбью и болью объяты сердца верных православных украинцев, видящих поругание своей веры и не желающих изменять историческому своему единению с Российскою Церковью. Мы получаем от духовных чад наших с Украины заверения, что они сохранят свою святую веру в чистоте и неприкосновенности, не пойдут за новыми лжеапостолами и лжеепископами, сеющими раскол и раздоры, не будут входить в общение с растлителями веры православной. Нам заявляют, что народ православный на Украине умел не только жить исторически в святом православии, но и мученически умирать за Святую, единую, апостольскую православную веру отцов и дедов своих.

Почерпая в сем утешение и уверенность, что козни врагов Православия встретят со стороны верных чад Церкви подобающий отпор, мы не можем не предвидеть со всею скорбью угрожающих миру и единству церковному смут и сопряженных с ними испытаний православному народу. За открыто дерзновенными действиями украинских автокефалистов чувствуются сокровенные покушения более искусных и более грозных врагов Православия, давно упражняющихся в сеянии и политической и церковной смуты на Юге России. Украинский раскол и в своем зарождении, и в главных моментах своего развития оказывается, по всей видимости, в непосредственной связи с теми политическими переживаниями Украины, которые в последнее время ставили ее в ближайшее соприкосновение с Униатской Галичиною и открывали в Украину приток украинствующих и униатских деятелей из Галичины.

Уповаем, что наши скорби и опасения будут разделены сочувствием Великой Константинопольской Церкви, в коей Российская Церковь всегда чтила и чтит свою древнюю, по духу, матерь и руководительницу к совершенству церковного благоустроения. Всегда сорадовавшись утешением и соболезновав скорбям Великой Церкви-Матери, Российская Церковь ныне, претерпевая сама, по Божию попущению, многие скорби, обращает естественно взор свой туда, откуда, в силу духовного родства, чает иметь и молитвенную помощь, и утешение.

Воссылая неустанные молитвы Господу Богу о вразумлении заблуждающихся, из Украинского народа и о возвращении их в лоно Православной Церкви, усердно просим Ваше Высокопреосвященство с Архипастырями и пастырями Великой Константинопольской Церкви подкрепить наши моления Вашими Святыми молитвами к единому Небесному нашему Пастыреначальнику о мире и единении чад Святой Церкви.

Затрудняясь по обстоятельствам настоящего нашего положения сноситься с прочими Патриархами Восточными, смиренно просим Ваше Высокопреосвященство осведомить относительно церковных нестроений в Украине Блаженнейших Патриархов Александрийского Фотия, Антиохийского Григория и Иерусалимского Дамиана, да изрекут они вместе с Вами слово осуждения новому раскольническому движению на Украине и кощунственной иерархии ея.

С нашей стороны всегда вознося моления к Господу Богу о благосостоянии Великой Константинопольской Церкви и о спасении Предстоятеля ея, мысленно целуем Ваше высокопреосвященство братским лобзанием и пребываем

Вашего Высокопреосвященства, возлюбленнейшего о Христе Брата и Сослужителя, преданный богомолец и послушник

Тихон   
Патриарх Московский и всея России   

Марта 12 (25) дня 1922 года

Москва

№340



 
matrix-info БУЛАВА